Турецкий язык онлайн

  • Full Screen
  • Wide Screen
  • Narrow Screen
  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Аудио уроки!

Развивайте разговорную речь с уроками от ТRT!

[1-20] [21-40] [41-52]

Объявления Google!

Виртуальная клавиатура

Турецким лицеям посвящается!

Начать хочу с того, что расскажу Вам, почему и как, работала (в период нашего обучения, сейчас возможно, что то поменялось) система распространения турецкого языка и культуры. Конечно же, объясню так, как я себе это представляю.

Турки очень любят и уважают, свою историю культуру и язык. Относятся к своему государству с большим патриотизмом и стараются распространить турецкую культуру и язык по всему миру. Для того чтобы сделать обучение языку и культуре доступным, была создана сеть Турецких учебных заведений. В основном они открывались в «Родственных» с точки зрения языка Республиках, таких как Казахстан или Узбекистан, к примеру.

Помню как сейчас. Сижу я (шестиклассник) на уроке рисования в одной из русских школ города Ташкента. Не помню уже, что я рисовал, да это и не важно. Открывается дверь и входит опрятный дядя в костюме и при галстуке, какой-то не наш. За ним - девушка тоже не из нашей школы, но русская. Дядя начинает говорить на своем, как выяснилось позже, турецком языке, девушка переводит. Суть рассказа была в том что, в городе Ташкенте открывается Узбекско - Турецкий лицей для мальчиков – Taşkent Erkek Lisesi. Тут все девочки поняли что, не по их душу дядя пришел, и продолжили рисовать. Особо любопытным стало интересно, почему только для мальчиков. Далее речь пошла о том, как в этот лицей поступить, и тут я озадачился.

Думал я до тех пор, что поступать мне в ближайшие двадцать лет, надо будет разве что в институт. Оказалось, что принимают в данное учебное заведение на конкурсной основе. Кроме всего прочего (еще речь шла о том, как здорово и хорошо учиться у них), мы узнали, что обучение происходит по «Пансионной» системе, то есть жить ученики должны там же, в лицее. Еще дядя вежливо попросил нас, придя домой, рассказать о лицее нашим родителям. Информация о том, куда обращаться и подавать документы была оставлена у завуча. Дядя с девушкой удалились из школы.

Прозвенел звонок, и из головы в миг вылетело все! Ни школа, ни гость на уроке рисования в следующие несколько часов не интересовали меня. Ведь пора домой, а это значит ужин, телевизор и футбол на улице с ребятами. Поздно вечером я все-таки вспомнил о просьбе дяди и рассказал обо всем родителям. Отказ поступил, как только я произнес слово пансион.

Это были не легкие времена для всех. 1992 год, союз разваливался, люди не знали, что их ждет, конечно, об этом я задумался гораздо позднее, когда подрос. Несколькими днями позже отец (видимо посоветовавшись с другими родителями) сказал мне, попробуй. Попробуй, сдай экзамены, а там видно будет. Подробностей я особо не помню но, документы мы сдали и в назначенный день пришли на экзамен, в школу в Ташкенте, в районе завода шампанских вин. Школа была обычная русская. А вот экзамен оказался совсем не обычным. Это был первый тест, который я увидел в жизни. Вопросы в тесте были из самых разных областей знаний, начиная от логического мышления, кончая математикой, биологией и ботаникой. Было сложно, но сдаваться не хотелось, тест был интересным. Желающих поступить в лицей-пансион оказалось на удивление много. Отбор проводился очень жесткий. Через несколько часов закрашивания кружочков на самой белой бумаге формата A4 которую я только видел в жизни, все разошлись по домам.

Через некоторое время я с родителями приехал узнать о результатах. Из списков мы узнали, что я поступил. Я обрадовался потому, что это был успех, победа так сказать. А вот родители, похоже, озадачились. Видимо потому, что слово "пансион", никак не выходило из головы. Ближе к вечеру отец спросил меня, хочу ли я сам там учиться. Я, раззадоренный успехом на экзамене, ответил утвердительно, тем самым, как выяснилось позже, в корне изменив свою судьбу.

Учеба началась в сентябре, как и подобает. Но мы не перешли в 7 мой класс. Нас ждал «Hazırlık sınıfı» - класс подготовки. Целый год мы изучали только языки, английский и турецкий. Кроме этого, для разнообразия, нам преподавали математическую логику и еще физическую культуру. В лицее-пансионе действовало строгое расписание. В 8:00 подъем, далее завтрак (kahvaltı), в 9:00 начинались занятия, с 13:00 до 14:00 обед (Öğle yemeği) далее снова занятия до 17:00. С 17:00 до 19:00 свободное время (поиграть в футбол или в шахматы, например, телевизора не было!), 19:00 ужин. С 19:00 до 21:30 выполнение домашнего задания. В 22:00 отбой! Вот такой вот день сурка. Пансион располагался в отдельном крыле здания. В комнатах стояли двухэтажные кровати и личные шкафчики. На выходные (субботу и воскресенье) мы разъезжались по домам. Не вдаваясь в подробности, скажу, что условия проживания в пансионе и еда были хорошими. Это конечно был не отель 5 звезд, но, по крайней мере, было всегда чисто и удобно, а кормили пусть не всегда вкусно, но сытно. Даже не смотря на трудности связанные с развалом союза, обучение и проживание в лицее оставались, как и прежде, бесплатными.

Дирекция лицея состояла в основном из турок. В подготовительных классах, преподавали строго турки (причем мужчины), за редким исключением (учителя рисования, физкультуры и музыки, например, были местными). Турецкий язык преподавался на турецком, английский - на английском. За чистотой в пансионе и за нашим воспитанием следили Ağabeyler – братья, это были так же турки. Многие из братьев стали для нас большими друзьями. Я думаю, нет учеников лицея, у которых не было любимого ağabey. После окончания подготовительного класса, со знанием турецкого и английского языков (Еще бы! Целый год зубрить), Мы благополучно перебрались в 7 класс. Тут нас ожидал еще один сюрприз! Все точные науки преподавались на английском, информатика - на турецком, и лишь рисование, музыка, узбекский язык, история и физкультура на узбекском языках. Русский вообще применялся лишь в общении между учениками. Так шел год за годом. Политика в Независимой Республике Узбекистан менялась. И в скором времени, государство перестал  устраивать такой уклад образования. Дирекцию сменили местные товарищи. Система пансиона развалилась (но не исчезла), все желающие могли ездить домой, когда угодно. Наш выпуск стал последним в жизни Узбекско - Турецкого лицея в Ташкенте.

По окончанию, лицея все ученики успешно поступили в ВУЗы. В целом уровень обучения в лицее был очень высоким, об этом свидетельствуют первые места на научных олимпиадах, занимаемые участниками лицея.

В скором времени (в 1999) году Турецкие лицеи, прекратили свое существование в Узбекистане. Я не хочу писать много о том, почему это произошло. Было много версий и обвинений. Мол, религиозная пропаганда, пантюркизм, нарушение законов и прочее. Хочу лишь сказать, что я ничего подобного за все время обучения не почувствовал на себе и не становился очевидцем подобных движений. Я безгранично благодарен, Турецкому Лицею, всем преподавателям и людям, которые трудились для того, чтобы мы стали умнее и добились успеха в жизни.

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить


Page copy protected against web site content infringement by Copyscape Система Orphus

© 2009-2010 Турецкий язык онлайн | Все права защищены | Единственным условием ретрансляции материалов ресурса является активная ссылка на сайт.